Запасы нефти в мире подходят к концу: как без нее обойтись и как сберечь
22.04.2012 07:00 Технологии
Ценовые скачки на АЗС уже никого не удивляют, хоть и не радуют - за последние 10 лет такса на бензин выросла будто в 7 раз. Причина - снижение мировых запасов нефти. Со школьных лет нам известно, что в XXI веке они будут исчерпаны весь. Но вот когда именно? И, самое суть, что достанет помощью этого?
По данным старшего вице-президента транснациональной нефтяной компании Exxon Mobil Стюарта МакГилла, нефть достанет уцелеть главным источником для автомобильного топлива до 2030 года. Всего же ее запасов хватит еще на 45-50 лет - до 2060 года на Земле наступит так называемая Постнефтяная эпоха. И это достанет сиречь "Электрический мир", основанный на электроэнергии, которая за счет новых технологий должна к тому времени стоять дешевой, сиречь порция человечества вернется в Средневековье. Какие перспективы Украины?
Доступной нефти больше нет
Доказанные общемировые запасы нефти, согласно данным управления энергетической информации США, сейчас составляют рядом 1300 млрд баррелей. Более половины нефти - 750 млрд баррелей - находится на Ближнем Востоке. Порядка 500 млрд - в Америке, 120 млрд - в Африке, 100 млрд - в Евразии, а 40 млрд - в Азии и Океании. В ЕС нефти будто нет, пишет Сегодня.
Компания "Бритиш Петролеум" (BP) в своем отчете за 2010-й год указывает, что при нынешних темпах добычи и потребления нефти мировых запасов хватит на 45,7 года. Также существуют еще и значительные запасы в Арктике - 90 млрд баррелей нефти (22% от мировых недоказанных запасов).
Если нефти на Земле так лавка, то почему цены на топливо растут так уж и настолько сильно? Дело в том, что, по мнению заслуженного геолога Принстонского университета (США) Кеннета Деффейеса, нефть в традиционном понимании этого термина закончилась еще в 2004-2008-м годах.
"Со средины XIX века мир сжег скажем 1 триллион баррелей из 2-2,3 триллиона. Это была самая качественная нефть, ее свободно дозволительно было добыть. Остальное - нефть низкого качества, а также полутвердые и твердые вещества, родственные нефти", - уверен Деффейс.
Задолго до того, как мы получим новоявленный баррель, нефть достанет настолько сложно добывать, что это довольно нецелесообразным.
Президент американской компании Strategic Ene rgy &; Economic Research Майкл Линч, не опровергая Деффейса, считает, что пик добычи наступит скажем путем 20 лет благодаря снижению спроса из-за резкого скачка цен. "Постепенно мы приспособимся к тому, что дешевой нефти больше не будет", - пишет он в своем исследовании за 2010 год.
Как известно, с марта прошлого года по март 2012 года цены на нефть на мировом рынке выросли будто вдвое: с $70 до $125,5 за баррель. Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард назвала настолько резкий скачек цен "угрозой для всей мировой экономики". Почему так?
Джеймс Кунстлер, автор книги "Что нас ждет, когда закончится нефть...", отмечает, что теперь "все основные системы жизнеобеспечения человечества зависят от нефти, включая производство, сельское хозяйство и финансовые рынки. И дадут сбой одновременно же, как однако нефть довольно чрезмерно дорогой". Отметим, что основным потребителем нефтепродуктов является не транспорт, а промышленность. Так, по подсчетам Международного союза автомобильного транспорта, автомобили потребляют однако 30% нефти. Причем из них однако 3% используют грузовики.
Большинство товаров - от кульков и посуды до бытовой электроники, компьютеров и авто - производятся сиречь из нефти, сиречь с ее использованием. Сюда важно добавить также нефтезависимое сельское хозяйство. В итоге любые скачки цен на нефть одновременно же приводят к росту цен весь на все. Сдерживать сей процесс дозволительно, но не медленно. Очень уж ресурсы заканчиваются, и происходит глобальный обвал.
Меры: Как хотят сберечь нефть
Нынешняя мировая экономическая образец, как известно, основана на постоянном росте потребления товаров и услуг. Если мы станем меньше покупать/потреблять, остановится экономический величина, что впоследствии перерастет в кризис. То интересовать простой отказаться от любых излишеств (личных авто, новых товаров/услуг) человечество не в состоянии. Единственный посильный способ - развитие технологий, снижающих трата нефти и энергии при производстве товаров, а также толстый отповедь от расхода нефти и, в дальнейшем, газа для получения тепловой энергии. Кроме того, нужен комплекс мер для повышения эффективности транспорта.
Энергоэффективность
Дома и промышленные предприятия ближайшего будущего будут, во-первых, счислять и экономить индивидуальный джоуль (единица измерения энергии) - оснащаться множеством датчиков/счетчиков и автоматизированных систем управления расходом энергии. Во-вторых, наслаждаться альтернативные (не нефтяные) источники энергии. По прогнозам Shell, до 2030-го года главным промышленным топливом достанет уцелеть метан, но прогрессивно его заменят на сланцевый газ и в конечном итоге электроэнергию.
Борьба с пробками
По подсчетам Международного союза автомобильного транспорта, более 50% топлива теперь расходуется зря - в многочисленных дорожных заторах. Еще маломальски лет обратно представитель этой организации во пора Конференции перевозчиков сообщил мне, что в ЕЭК ООН готовятся требования, заставляющие все страны ограничить использование личных авто в часы пик.
Экономичный транспорт
Уже сейчас мы знаем, как выглядит авто будущего: мотоколяска улучшенной комфортности, расходующая 2-3 л топлива на 100 км. Внедорожник скоро смогут позволить себе однако богачи.
IT-технологии
Корпорации усиленно рекламируют видеотелефонию высокой четкости и системы удаленной работы. Задача - заставить людей меньше ездить и тратить топливо. В исследовании Citrix Global Index Workshifting отмечено, что до 2013-го года 93% ведущих компаний мира будут показывать сотрудникам делать вне офиса. Сегодня такую мочь предлагает 38% организаций.
Владислав Бовсуновский