Минэкономики оказало услугу Бойко
04.04.2012 07:00 Технологии
Министерство экономического развития и торговли отменило еще самопроизвольно ряд технических условий на строение бензина, "дизеля" и их компонентов. Но двухсерийная борьба с "бодягой", похоже, превратится в очередной фарс в исполнении чиновников МЭРТ.
Министерство оказывает большую услугу Юрию Бойко и Минэнергоугля, потому что государство не в состоянии защитить потребителя от недобросовестных торговцев горючим.
За последние две недели Министерство экономического развития и торговли отменило 66 технических условий на авто бензин, дизтопливо и их компоненты. Первый приказ ведомства вышел 15 марта, видоизмененный - 23 марта.
Как сообщил Владимир Павленко, заместитель министра экономического развития и торговли, технические условия были аннулированы из-за того, что производители топлива не указывали, какие качества улучшались, какие компании были производителями присадок, отсутствовал метод контроля качества топлива и не были регламентированы правила его приема.
"Есть политическая воля руководства Кабинета министров, дабы отменить все технические условия, на основе которых производятся нефтепродукты, беспричинно от субъекта хозяйствования", - заявил Павленко.
Очевидно, термин соглашаться об обеспокоенности Николая Азарова качеством топлива на автозаправочных станциях, которую он высказал в середине марта. Улучшить колорит нефтепродуктов решили кардинально - отменив технические условия, получаемые компаниями на строение топлива, которое имеет улучшенные характеристики.
Но определенный склад использовался как добросовестными компаниями, так и не решительно. С его сквозь легализовали и не лучшие образцы топлива. Тем не менее, решили отменить общий все технические условия. Хотя, по словам экспертов, в этой сфере происходит исполненный бардак. И перечень из 66 ТУ решительно не окончательный. На самом деле, таких ТУ в Украине зарегистрировано более сотни и приказ может быть не последним.
По первоначальному замыслу таким образом в Кабмине надеялись перекрыть доступ на рынок некачественного топлива, которое производилось на мини-НПЗ.
"Инициировалось это как борьба с "бодягой", а под раздачу попали все, - констатирует Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO. - Вопрос о мини-НПЗ зачастую поднимался на экспертно-аналитической группе. Речь шла о том, дабы отменить ТУ для заводов, не имеющих полного цикла. Хотя и не все они производят некачественную продукцию".
Как отметил самопроизвольно из экспертов, пожелавший остаться неназванным, "топливо полагается производиться но на нефтеперерабатывающих заводах и любые примеси - это вмешательство в структуру горючего".
Причем, в компаниях считают маневр министерства безосновательным. "Указанные причины не являются достаточным основанием для аннулирования регистрации ТУ, так как они отражены в ГОСТ 1.6.: 2004 "Национальная стандартизация. Правила регистрации нормативных документов", в соответствии с которыми осуществляется регистрация нормативных документов в том числе и ТУ", - считают в пресс-службе "ТНК-ВР Коммерс".
К тому же Министерство экономического развития допустило ошибки. Как отмечает Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ "Психея", в министерстве "не подозревают, что аннулировать регистрацию стандартов дозволено но на отмененные ТУ".
Сейчас, несомненно, такая мнение не добавила бы работы украинской НПЗ. И тем более не решила бы командировка с некачественными нефтепродуктами. Причем, с такими проблемами сталкиваются потребители не но неизвестных АЗС, но и клиенты довольно известных сетей, о чем они нередко высказываются на страницах социальных сетей.
Даже известные компании, по крайней мере покамест, не собираются исполнять приказы МЭРТ. "Они могут торговать, покамест не получили официальный грамота об отмене ТУ", - говорит Сиренко.
Они продолжают торговлю, уже имея на руках соответствующий приказ. "Компания "Шелл" получила копию приказа об отмене технической сертификации, - отмечают в пресс-службе "Шелл Ритейл Украина". - Следующие шаги компании будут определены затем детального анализа ситуации".
В том, что активность министерства не остановит торговлю "незаконными" видами топлива, уверены и эксперты. "Это никоим образом не отразится на реализации нефтепродуктов и на улучшении их качества, - говорит Геннадий Рябцев. - Потому что технические условия - это нормативы для предприятий, которые их производят. Если государство не проверяет колорит топлива на заправках, то хорошим и плохим трейдерам безразличны приказы. АЗС и дальше будут торговать этим топливом".
По мнению эксперта, сегодня взамен ксерокопии ТУ будут обойти ксерокопию ДСТУ. О таких прецедентах сообщал Виталий Чеховский, лидер общественного движения AutoVisio, когда на брендовых АЗС предоставлялись документы о соответствии именно ДСТУ. А на командировка о дополнительной информации персонал АЗС отвечал, что это тот очень литовский бензин, в что "ребята примешивают присадки".
Скорее, громкие заявления министерства не повлекут никаких изменений на рынке нефтепродуктов. Ведь участники рынка уже имеют форма действий.
"По закону Украины "О защите прав потребителей", общество имеет важность двигаться товар под собственной торговой маркой, зарегистрировав ее в установленном порядке, - говорит Елена Хилиенко, директор компании "Параллель". - Мы действуем в соответствии с требованиями настоящего закона уже сначала и успешно продаем бензин и дизельное топливо".
Так же действует не но "Параллель", а Атан, ХАДО и другие компании. Поэтому не исключено, что этим через пойдут компании, которые, вероятно, будут кормить какие-то проблемы. Но проблема в том, что так же поступят и торговцы некачественной продукцией. Тем более что зарегистрировать ТМ дешевле, чем ТУ. По разным оценкам, это удовольствие стоило от 20 до 100 тыс. грн.
А видно некачественного топлива меньше на рынке не довольно. К тому же непонятно, зачем МЭРТ оказало такую услугу Минэнергоугля, приняв на себя ответственность за такое противоречивое приговор. Контроля за качеством продукции как не было, так, похоже, и не достанет. Намерения же приобрести 5-7 мобильных лабораторий для контроля качества при 6 тысячах АЗС в стране - это простой смешно. Ведь еще, нуждаться не но покупать лаборатории, но и встречать средства на забор проб.
Поэтому НПЗ продолжат останавливаться, потребители заправляться дорогим и не неумолчно качественным топливом.
Даниил Нестеров