Кто строит в Украине новые сети АЗС
14.11.2013 13:00 Технологии
В 2012 году натуральный объем украинского рынка светлых нефтепродуктов ( бензинов и дизтоплива ) , по данным Госкомстата , составил 10200000 тонн , за 9 месяцев 2013 года - 7,2 млн тонн. Если в оставшийся квартал тенденция сохранится , то нынешний год принесет Украине падение в потреблении топлива на уровне 600 тыс. тонн . А предпосылки к тому есть. В сентябре 2013 года , по информации государственного статистического ведомства , реализация бензина в Украине сократилось на 6,3 % в годовом соотношении , дизельного топлива - на 13,9 %.
Такая статистика , впрочем , не мешает операторам вкладываться в автозаправочные сети . Притом , что в стране и так насчитывается около 7000 АЗС . Директор консалтинговой компании "А - 95" Сергей Куюн объясняет активность в секторе прогнозами роста потребления моторных топлив в Украине в последующие годы.
Сетевой рост и упадок джобберства
О стратегии наращивания количества АЗС - как на текущий , так и следующий годы - громко заявляют два лидера розничного рынка : WOG бизнесмена Игоря Еремеева и " ОККО " , входящая в концерн " Галнафтогаз " ; Виталия Антонова. На 2013 год в " ОККО замахнулись на 50 дополнительных WOG следующем году , при удачной конъюнктуре рынка , обе компании планируют выйти на показатель в 600 автозаправок по Украине . (На начало текущего года в сети " АЗС .
" насчитывалось 355 станций , ОККО обойдется примерно в $ 50 млн. По экспертным оценкам , открытие новой " точки " каждой из этих компаний в 2013 требовало $ 1-1,5 млн в зависимости от типа станции. WOG Но "лидером заявлений " в секторе стала Государственная нефтяная компания Азербайджана ( АЗС ГНКАР
) , работающий в нашей стране с 2008 года . По словам главы украинского представительства Эльчина Мамедова , компания планирует утроить количество заправок до конца следующего года . " До конца 2014 - го мы планируем выйти на показатель в 100-120 , SOCAR по сравнению с 34 в мае 2013 года " , - отмечал он в июне , подчеркивая , что такое расширение потребует $ 150 млн инвестиций . За пять лет SOCAR уже вложила более $ 180 млн в развитие своего украинского бизнеса. АЗС Другие игроки этого рынка сетевое строительство планируют не в столь заметных масштабах. Например , " Параллель " Рината Ахметова в следующем году намерена расширить сетку Эльчина Мамедова , компания планирует утроить количество заправок до конца следующего года . " До конца 2014 - го мы планируем выйти на показатель в 100-120 Международный бренд Shell на нашем рынке придерживается еще более осторожной стратегии . К концу 2013 года компания планирует открыть всего 13 заправок , тогда как в 2012 - м компания увеличила свою сеть
в Украине на семь единиц . На следующий год здесь свои планы не конкретизируют , отмечая лишь о намерении «сохранить такую ??же динамику " . Как и не приводят суммы планируемых вложений . Эксперты , однако , утверждают , что в Украине открытия одной новой АЗС обходится в $ 2 млн при сроке окупаемости в среднем 5-7 лет.
Еще один крупный игрок украинской розничной торговли светлыми нефтепродуктами - " Лукойл " - в своей программе развития до 2021 года указывал увеличение количества АЗС до 300 при нынешних 249. До 2017 года на эти цели планировалось направить около $ 100 млн. В 2013 году " Лукойл " намерен открыть 40 новых станций , но осуществить замысел не удалось. В компании содержались объяснять причины «срыва» . АЗС Наряду с активизацией сетевого строительства в секторе эксперты отмечают и тренд с его укрупнением - когда крупные операторы покупают отдельные автозаправочные станции. Что интересно , джобберство ( передача права на использование символики бренда без прямой покупки
) в эти схемы уже не укладывается. АЗС Президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины " Леонид Косянчук объясняет такие подходы тем , что джобберы часто могут нанести " качественный вред " репутации бренда. " Владельцы
располагают централизованной системой поставок для своих основных активов . Джобберы же работают с собственными поставщиками , но под брендом какой-то крупной компании . При этом проконтролировать качество топлива на каждой заправке каждый день достаточно сложно " , - объясняет он. АЗС Товарные потоки
Украина имеет мощности для годовой переработки 59 млн тонн нефтяного сырья , но из-за простоя большинства заводов фактический показатель в 2012-м составил только 3,9 млн тонн. И украинский розничный рынок нефтепродуктов работает преимущественно на импортном продукте . АЗС По данным "А - 95" , основными странами - поставщиками нефтепродуктов в Украину как в 2012 году , так и в текущем были : Беларусь , Румыния , Литва , Россия , Польша , Венгрия , Италия , Израиль , Болгария и Туркменистан . А по информации Миндоходов , в январе - сентябре 2013 года импорт составил 4,7 млн тонн на общую сумму $ 4,6 млрд. За указанный период, в частности , из Белоруссии нефтепродуктов было ввезено на $ 1,8 млрд , России - на $ 1,2 млрд , Литвы - на $ 507 млн. Большинство участников рынка утверждают -
в Украине практически полностью импортозависимы . Генеральный директор компании
Сергей Корецкий говорит , что 100 % бензина , реализуемого на автозаправках возглавляемой им сети - из зарубежных источников . Среди поставщиков: Мозырский
( Беларусь ) , польско - литовский концерн Orlen , российский " Лукойл " . АЗС Украинские поставщики в секторе представлены двумя нефтеперерабатывающими заводами - Кременчугским WOG , подконтрольным структурам группы " Приват" Игоря Коломойского и государственным Шебелинским НПЗ . По данным Минэнергоугля , в целом
Украины в январе - сентябре 2013 года переделали 2365000 тонн нефтяного сырья . В конце сентября ситуация изменилась - на украинском топливный рынок вышел Одесский НПЗ из группы ГПЗ Ветеко НПЗ и ГПЗ Сергея Курченко . По информации того же министерства , в октябре этот завод произвел 65 тыс. тонн топлива. "Большинство топлива украинского производства на заправки сейчас не попадает - оно используется госорганизациями . Продукция же Кременчугского НПЗ поставляется в сеть заправок , принадлежащий группе " Приват" , - комментирует Сергей Куюн . Хотя уже в 2014 году ситуация с поставками " нефтетовара " для розничного сектора может " круто" измениться в пользу украинского производителя . Аналитики связывают это с выходом на серьезную мощность Одесского и намечаемым на весну- 2014 рестартом Лисичанского НПЗ . Если эти сценарии реализуются , то отечественное топливо может занять до 60 % на украинском рынке . Но прогнозировать точные показатели не берутся. "Говорить о конкретном показатель можно будет только по результатам I полугодия -2014 . Причем оценочная база будет весьма показательным - за январь -июнь текущего года доля украинской продукции на рынке составила чуть более 22 %. Это минимальный показатель за последние несколько лет " , - подчеркивает руководитель" А- 95 ".
Хотят заправить НПЗ Наполнение рынка " местной" продукцией - одна из главных вариаций развития событий в секторе. Но не единственная. В пул поставщиков товара на украинском НПЗ планируют зайти еще три больших бензиновых трейдера , аффилированных с зарубежными производителями : румынский Rompetrol , " Беларусская нефтяная компания" (
) и "дочка" российского газового гиганта " Газпром нефть " . Эти компании заявляли о желании выйти на рынок еще в конце 2012 - го . Но спад в потреблении топлива и " сложности конкуренции " на украинском рынке внесли коррективы в прошлые планы.
" Газпромнефть " в Украине пока построила только четыре заправки . Это - на фоне планов по строительству в нашей стране около 300 комплексов до 2020 года. "Процесс развития может происходить по нескольким направлениям. Покупка в существующих операторов , новое строительство и реконструкция. Все будет зависеть от конкретной локации и бюджета " , - цитирует пресс - служба компании главу ее дирекции по региональным продажам Александра Крылова. Только вот о том же в " Газпромнефти " говорили и почти полтора года назад , при открытии первой заправки на трассе Киев- Одесса ... АЗС В румынской компании , впрочем, украинским автозаправочным проектом не заладилось еще больше. Rompetrol до конца 2012- го успел построить одну БНК в Херсоне , но столкнулся с неприятностями на украинской таможне . В результате компания , которая планировала в течение нескольких лет создать совместно с
" Нафтогаз Украины " сеть автозаправочных станций на 700 объектов , вынуждена была пересмотреть свои инвестиционные намерения. Запрос Delo.UA относительно планов на 2014 -й в Rompetrol предпочли оставить без ответа.
также ничем особенным похвастаться не может. В 2013 - м в этой компании говорили о возможном открытии десяти АЗС на территории Украины с перспективным расширением до 50 станций. Компания планирует торговать через них уже известными украинским бензином и дизтопливом белорусского производства ; остается убедить потребителя покупать бывший продукт на новых " точках " . Сделать это будет нелегко . Что признают , кстати , и в самой НАК , глава украинского представительства которой прямо констатировал на конференции Petroleum Ukraine : "Рынок Украины - весьма непростой . На 2014 стоит задача выйти в розницу . Однако говорить о каких-либо подробностях пока рано ... Скорее всего , это будет не в начале года " .
БНК Любомира РемажевскаяАЗСБНК