Сборы на утиль — в утиль
04.10.2013 08:00 Технологии
Украина , скорее всего , отменит утилизационный сбор на импортные автомобили , который ввела совсем недавно. Вслед за Москвой Киев придумал эту пошлину для того , чтобы защитить свой ??автопром от пагубного влияния импорта . Но если Россия вряд ли откажется от новой пошлины , то Украина пойти назад заставит ЕС.
Европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт заявил , что для того , чтобы Украина могла подписать в ноябре соглашение об ассоциации с ЕС , ей нужно решить вопрос о утилизационном сборе на импортные автомобили . Его Украина ввела вслед за Россией , пытаясь за счет новой импортной пошлины нарастить продажи на внутреннем рынке тех автомобилей , которые производятся на заводах страны .
"Есть еще некоторые экономические вопросы , целый ряд точек , установленных советом министров ЕС. Это касается бизнес -климата , платы за утилизацию автомобилей , а также проведение тендеров из возобновляемых источников энергии ", - сказал еврокомиссар в интервью украинскому Пятому каналу .
Закон о взимании нового сбора на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств вступил в силу 1 сентября 2013 . Собрание распространились на всех импортеров автомобильной техники - от официальных импортеров к физическим лицам . Закон позволяет украинским производителям , которые имеют полный цикл производства , включающий сварку и окраску , и заводы , осуществляющие промышленную сборку авто , не платить сбор. К таким относятся ЗАЗ ( Запорожский автозавод ) , "Богдан " , " Еврокар " и Кременчугский автосборочный завод ( КрАСЗ ) .
Ставки , предусмотренные законодательством , для рядового украинского вышли поистине драконовскими : для легковых авто базовая ставка - 5,5 тыс. гривен ($ 670 ) , для грузовых автомобилей , автобусов и спецтехники - 38 тыс. гривен ($ 4640 ) .
Для новых легковых дополнительный коэффициент составляет 86-550 % от базовой ставки : все зависит от возраста автомобиля и объема его двигателя . Крупнейшими вышли коэффициенты для относительно свежих ( трехлетних ) старых авто : да украинские власти собирались заставить своих граждан покупать авто местного производства, а не старые иномарки.
Когда закон принимали , на Украине говорили, что это делается в пику России : и защищает внутренний рынок аналогичными заградительными пошлинами , а импорт автомобилей из Украины в Россию и наоборот довольно значительный .
Россия , в отличие от соседей , интегрироваться в европейское экономическое пространство не собирается, а вот Украине придется, видимо , отказаться от нового сбора, раздражает Европу и препятствует экспорту ее автомобилей на достаточно большой восточно - европейский рынок.
В Киеве все сигналы из Брюсселя воспринимают чрезвычайно оперативно .
В Верховную Раду уже внесли законопроект об отмене утилизационного сбора - не прошло и месяца с тех пор , как его стали взимать .
С инициативой выступили депутаты от партии "Свобода " - националисты , активно выступают за скорейшее вхождение Украины в европейское геополитическое и экономическое пространство . Украинские эксперты говорят , что инициативу , скорее всего , поддержат : в вопросах принятия евроинтеграционных законопроектов у власти и оппозиции нет абсолютно никаких разногласий.
Более того , нардеп Виктор Янукович , сын действующего президента страны , недавно раскритиковал введение пошлины . По его мнению , подобные ограничения не спасают , а только топят украинский автопром. " Система кнута без пряников нужно срочно ломать " , - подчеркнул депутат.
Но это еще не все . В апреле 2013 года, Украина ввела еще один вид специальных защитных пошлин на импорт авто в страну. "Мы просим решить вопрос по этим мерам , поскольку ( в Украине ) не было причин вводить их против Европейского Союза , (с его стороны ) не наблюдалось никакого роста импорта" , - подчеркнул де Гухт . Очевидно , придется стране менять законодательство и по этой части , причем на все про все у украинских депутатов чуть больше месяца : саммит " Восточного партнерства " ЕС будет проводить в Вильнюсе в конце ноября.
Украинский электорат , в отличие от владельцев крупных автозаводов , встречает европейские инициативы с радостью . Так , гендиректор VAB Лизинг Людмила Золотарева считает , что принятый 1 сентября закон о утилизационном сборе сильно ударил по покупателям бюджетных авто , которых на Украине большинство.
В августе 2013 года, в преддверии введения утилизационного сбора , объем импортируемых на Украину автомобилей , по данным министерства доходов и сборов Украины , составил 47 тыс. авто . Рост рынка по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 77%.
А вот уже в сентябре рынок показал беспрецедентное падение . По данным AUTO - Consulting , продажи новых легковых машин в сентябре 2013 - го уменьшились в несколько раз по сравнению с августом и составили 13 тыс. Почти весь прошлый месяц рынок работал на складских запасах авто , ввезенных до 1 сентября.
В случае отмены утилизационного сбора украинского автопрома придется крайне нелегко . Россия не только не будет отказываться от ранее принятых мер по ограничению импорта , но и со следующего года планирует ввести запрет на поставки для государственных и муниципальных нужд легковых и грузовых машин и автобусов , произведенных в странах , не входящих в Таможенный союз. Проект соответствующего постановления правительства РФ подготовлен Минпромторгом . А ведь именно Россия была главным иностранным покупателем украинских машин и троллейбусов.
Утилизационный сбор , несмотря на критику рядовых украинском , все же дал положительный эффект для автопрома .
Согласно официальным данным, в августе 2013 было произведено легковых автомобилей на 15,2 % больше , чем в июле текущего года. Экономист Александр Охрименко подчеркивает : меры сработали , ведь в целом за январь -август 2013 г. ( то есть включая период , когда новые пошлины еще не действовали ) в Украине было произведено легковых автомобилей на 49,5 % меньше , чем за аналогичный период прошлого года.
Но если Украина не будет отменять утилизационный сбор , под угрозой окажется подписания вильнюсских соглашений. А этого украинские власти , рекламирующая евроинтеграцию как свое главное достижение за время монополизации власти , допустить никак не может.
Максим Швейц