Призрак транспортного коллапса в современных городах
29.09.2013 08:00 Технологии
Застрять в пробке или ждать опаздывает поезд - ежедневные источники стресса жителей крупных городов . По прогнозам , в будущем будет еще больше транспорта . А альтернативных концепций мало.
" Мобильность - это право человека . Это совсем другое , чем транспорт " , - говорит Удо Беккер , специалист по экологии транспорта Технического университета в Дрездене . Даже если понятие " мобильность " и не встречается в международной Декларации прав человека , это право вытекает из других базовых прав человека . "Под мобильностью подразумевается то , как люди добираются до врача , в ресторан , официальное ведомство , кинотеатр , к подруге , в университет или школу " , - отмечает Беккер .
Кипит много дискуссий о том , как наилучшим образом организовать эту мобильность . Конечно , уже сегодня многие города по всему миру встали перед угрозой транспортного коллапса. Те , кто живет далеко от работы , простаивают в пробках утром и вечером , поскольку в час пик дороги не могут справиться с таким большим транспортным потоком . Кто пользуется автобусом и поездом , тоже должен смириться с длинной дорогой , потому что разные виды транспорта или плохо стыкуются между собой , или вообще выбиваются из графика . Возможность преодолевать короткие дистанции на велосипеде тоже подходит не каждому. Кому нравится приехать в офис потным или промокшим под дождем ?
Проблемы города
Большие проблемы в городе создает автотранспорт. Кроме постоянных заторов на дорогах , машины создают шум , а также загрязняют окружающую среду. Ситуация осложняется еще и тем , что выбросы парниковых газов вредят климата . По мнению Беккера , неправильно обеспечивать местом для парковки кого-то , кто едет в центр города на внедорожнике только для того , чтобы выпить там чашку кофе. Как это изменить ? Ограничить въезд для машин , особенно загрязняют окружающую среду? Многие немецкие города в прошлые годы уже ввели для этого так называемые " экологические зоны " . Впрочем , это мало помогло проблемы загрязнения воздуха , поскольку ограничился въезд для незначительной части прежде старых машин. В то же время объем потребления бензина автомобилями во внимание не принимался .
Обязательна для всех плата за езду в городе , по мнению эксперта по вопросам транспорта Михаэля Шрекенберга из Университета Дуйсбург -Эссен , это тоже не очень эффективный шаг . "Я не считаю плату за езду надежным средством регулирования транспорта в центре города . Некоторое время это срабатывает , мы видели это в Сан-Паоло , а затем этот эффект исчезает. И снова становится , как было. " Гораздо важнее предложить людям стимулы для использования альтернативных транспортных средств , убежден Шрекенберг .
Бесплатный автобус и поезд ?
В некоторых странах в этой сфере уже частично продвинулись на шаг вперед. Например , эстонская столица Таллин с этого года предлагает своим жителям бесплатное пользование автобусами и поездами. Первые исследования показали , что поток автотранспорта в городе благодаря этому уменьшился на 15 процентов. В американском Портленде подобный проект существовал еще с 1975 года. Однако в прошлом году его свернули - городской бюджет не выдержал такой нагрузки .
В Германии общественный транспорт хотя и субсидируется , но цены на проезд в прошлом году выросли намного больше , чем расходы на пользование автомобилем , показало одно из исследований . Партия пиратов , например , требует бесплатного общественного транспорта ближнего сообщения. Но ввиду того , что большинство городов и общин имеют большие долги , возникает вопрос , кто же возьмет на себя эти расходы .
Город Хемниц , как и многие другие крупные города Восточной Германии, имеет другую большую проблему - резкое уменьшение населения. Поэтому там нужно бороться с совсем другими трудностями , чем в регионах , которые быстро растут . Вместо расширения и развития транспортных сетей там рассуждают об их возможном сокращении .
" У нас здесь не такие проблемы , как в других городах , в Хемнице нет постоянных заторов на дорогах , - говорит Пиа Закс , представитель мэрии. - У нас скорее озадачены возможностью сужения дорог , чтобы сделать центр города снова немного компактнее . "
Модели мобильности
Хемниц пытаются сделать привлекательным для жизни. И руководители города пытались донести своим жителям во время так называемой " Европейской недели мобильности " . Соединив рельсовые маршруты трамваев и дороги , транспортные операторы собираются предложить прямую сообщение между городом и прилегающими районами. Трамваи , например , могут выезжать за городскую черту и возвращаться железнодорожными путями. Остановки , перроны и транспорт оборудованы так , что почти везде есть возможность для беспрепятственной езды. Это должно облегчить пожилым людям путешествия по железной дороге и на трамваях .
Беккер призывает к полному переосмыслению . Он говорит : " Мы всегда хотим , чтобы транспорт был дешевле и быстрее. Но забываем при этом , что это делает его привлекательным в обществе . В частности , хорошо развитые транспортные пути могут привести к тому , что люди начнут скупаться не в маленькой лавочке за углом , а в большом супермаркете " , - приводит пример эксперт и добавляет , что в таком случае маленькой лавочке придется закрыться , а всем жителям придется ездить в большой супермаркет " .
Маркус Люттике , Наталья Неделько