Украину ждут санкции против наших экспортеров в случае неотмены пошлины на автомобили
28.03.2013 07:05 Авто
На заседании Совета по торговле товарами ВТО (WTO) (Council for Trade in Goods), состоявшегося 25 марта в 10:00 ЕС, США, Япония потребовали в Украине или отсрочить вступление в силу решения о введении спецпошлины (6,46 % и 12,95%) соответственно на импортные легковые автомобили с объемом двигателя 1000-15000см3 и 15000-22000см3 или отменить это решение.
Принятым решением Украины было предложено предоставить членам ВТО делу информацию и провести консультации до введения пошлины. С точки зрения Совета то торговли товарами ВТО, Украина грубо нарушила ст.12 Соглашения о гарантиях ВТО, которое обязывает всех членов ВТО уведомляет Комитет по пошлинам ВТО, не только о начале спецрасследования, но и о его проведении, результаты, а также о планы ввести такие спецпошлины. Украина же, как заявила Япония и другие страны, сообщила лишь о начале спецрасследования и не информировала о своих намерениях ввести спецпошлину, чем грубо нарушила правила ВТО (не провела предварительных консультаций до введения спецпошлины).
И, действительно, члены ВААИД - автоимпортеры, которые 12 марта были присутствовать на совещании в Кабмине, на котором обсуждались предложения по инвестированию в Украину, были удивлены, когда в самом конце совещания без предварительных консультаций и информирования автоимпортеров - участников совещания, прозвучало решение и указание Минэкономики опубликовать решение о спецпошлины утром следующего дня.
Понятно, что за ночь какие - бы то ни было консультации с ЕС, США и Японией провести было невозможно, то можно сделать вывод, что страны ВТО полностью правы и наши чиновники действительно нарушили правила ВТО, чем, возможно, поставили под угрозу дальнейшую работу украинских экспортеров металла, химической продукции и производителей аграрного сегмента. ВТО не позволяет нарушать правила всем странам без исключения и, следовательно, санкции, которые последуют, поставят украинских чиновников перед выбором или согласовать свои действия с партнерами по ВТО или искать покупателей на товары нашего экспорта вне ВТО (поставлять металл на Соломоновы острова, а семян подсолнечника продавать пингвинам в Антарктиде).
Согласно статье 8 "Соглашения о защитных мерах ВТО"
Украина после введения спецпошлины на авто должна прилагать усилия по поддержанию уровня уступок (льготных пошлин на все товары в рамках ВТО), равноценном уровню, который существовал до введения спецпошлины, то есть оставить средний уровень таможенных ставок на товары одинаковым и согласиться на адекватную торговую компенсацию (или снизить другие ставки, кроме авто, либо согласиться на повышение ставок на украинский экспорт). Если за 30 дней после введения спецпошлины на авто Украина не достигнет договоренности с ЕС, США, Японией, РФ, Кореей, Китаем, Турцией и т.д., то согласно п.2 США, Япония, ЕС, Корея, Китай, Россия и другие страны имеют право прекратить применение уступок (а именно "хороших", льготных условиях) в отношении украинского экспорта и тоже ввести в отношении него соответствующие импортные пошлины или запретительные меры (а именно, просто снять уступки, то есть вернуть старые пошлины на украинский металл, действовавших к вступлению в ВТО). Действительно согласно п.3 право на прекращение таких уступок не должно применяться в течение первых трех лет действия мероприятия (т.е. спецпошлины) и именно на это рассчитывало Минэкономики, когда вводило в решение спецпошлина на автоимпорт именно на 3 года. Но такое неприменение возможно исключительно при условии, что эта мера (спецпошлину) будет принята в результате абсолютного роста импорта! А как известно из сообщения, в нем говорится об относительном увеличении импорта. То есть импорт самом деле в абсолютных показателях упал с 249838 шт. в 2008 до 42583 шт. в 2009 году и до 72 539 шт. в 2010 году, но автопроизводство упало еще больше и в относительных показателях импорт якобы вырос. Но, главное, что абсолютного роста импорта не было и тогда правило трех лет - "time out" не срабатывает и все заинтересованные страны имеют полное право через 30 дней вводить пошлины или отменять уступки (льготы) против украинского экспорта. ВААИД готовит соответствующие письма в АП, КМУ, СНБО и министерств поэтому на сегодня лоббисты Укравтопрома дезинформируют органы власти Украины, вводя их в заблуждение утверждениями, что якобы никакие санкции в отношении Украины со стороны ВТО якобы невозможны (при этом специально замалчивали информацию об исключительном использовании " правил 3-х лет "Соглашения о защитных мерах ВТО).
СПРАВКА: Содержание ст. 8 "Соглашения о защитных мерах ВТО"
1. Член, предлагающий применить защитную меру или намеревается продолжить применение защитных мер, прилагать усилия к поддержанию уровня уступок и других обязательств, в основном равноценного тому уровню, который существует по ГАТТ 1994 между ним и теми экспортерами членами ВТО, на которых повлияет такой мерой в соответствии с положениями пункта 3 статьи 12. Для достижения этой цели заинтересованы члены ВТО могут согласиться на адекватные средства торговой компенсации за неблагоприятные последствия введения этой меры для их торговли.
2. Если в течение 30 дней не будет достигнута договоренность в ходе консультаций в соответствии с пунктом 3 статьи 12, тогда те экспортируют члены ВТО, которые подвержены влиянию такого мероприятия, могут не позднее, чем через 90 дней после применения мер, прекратить применение равноценных уступок или других обязательства 'язань по ГАТТ 1994 относительно торговли члена, который применяет защитные меры, по истечении 30 дней с момента получения письменного уведомления об этом Совету по торговле товарами, если Совет не возражает против такого прекращения.
3. Право на прекращение, упомянутое в пункте 2, не должно применяться в течение первых трех лет действия мероприятия при условии, что эти меры были приняты в результате абсолютного роста импорта и соответствуют положениям Соглашения.
P.S. Причем, если после введения санкций в отношении украинского экспорта, Украина отменит спецпошлину на иномарки, то, чтобы санкции стран ВТО отменить понадобится некоторое время и все это время украинский экспорт будет находиться в дискриминировать положении.
Поэтому выход один: срочно отменить спецпошлину на иномарки, пока страны ВТО не ввели свои соответствующие меры.